Практика с GIMP: Перевод в черно-белое

 

Прелюдия

Приветствую вас.

Вероятно, многие из тех вас, кто занимается обработкой фотографий с помощью компьютера, пытались переводить цветные снимки в черно-белые, путем редактирования в графическом редакторе. Также вполне вероятно, результаты такой манипуляции вас даже устраивали.

Вообще, в большинстве случаев при переводе в ч/б из цветного цифровым методом, выполняется уменьшением насыщенности до нулевого уровня, превращая изображение в серое. Оттенки серого в итоге формируют «картинку», в целом схожую с цветным оригиналом, однако выразительность фото в большинстве случаев теряется из-за столь примитивного способа обесцвечивания.

Основная причина кроется в том, что в отличии от съемки изначально в черно белом исполнении, при съемке в цвете, такие параметры как например контрастность, определяются соответствующими значениями яркости/контрастности для каждого из основных базовых цветов цветовой модели (например RGB). При обесцвечивании через насыщенность, программа пытается подражать цветопередаче черно-белой пленки (да-да, именно ч/б пленки), имитируя яркостные характеристики будущего «серого» изображения используя свой алгоритм.

Для матанов

Далее я хочу дать немного информации, касающейся физики света в участии формирования цвета как воспринимаемого нами людьми, явления.

 

Хочу сразу сказать, что ниже изложенный текст не претендует на научные трактовки, и может содержать некоторые технические неточности с моей стороны, как повествователя — моя цель упростить понимание предмета.

В предыдущие годы, в эпоху пленочной фотографии, сама пленка выполняла роль эдакого цветового фильтра, корректирующего чувствительность к каждому отдельному цвету, чтобы получалось более правдоподобное отображение реальной картины, передаваемой градациями серого. Абсолютно черный и белый цвета в природе встречаются очень «нечасто». Начиная с окрашивания дневного солнечного, абсолютно белого цвета, атмосферой земли, за счет поглощения в ее верхних слоях части общего спектра, когда до поверхности земли «долетает» лишь часть видимого диапазона световых волн. К этому стоит добавить различное восприятие (чувствительность к разным длинам волн спектра) разных цветов человеческим глазом. Подробнее, например здесь: http://www.cambridgeincolour.com/ru/tutorials/color-perception.htm

В итоге, получается, что истинно белого цвета на земле практически как бы и нет, если говорить про солнечный свет. То, что мы воспринимаем как белый, — это адаптированная нашим мозгом информация от зрительного нерва — модель. Подобную «адаптацию». наш центральный вычислительный центр кстати, выполняет каждый раз, когда меняется спектральный состав видимого света, как то: изменение степени облачности, переход с улицы залитой солнцем в помещение освещенное люминесцентными лампами и т.п.

Учитывая все сказанное выше, можно догадаться, как цвет может в итоге повлиять на вроде бы не имеющее к нему отношение, изображение черно-белое. Но! Ведь оригинал-то видимого изображения всегда формируется «цветом». Потому столь важным является понимание значения баланса каждого из основных цветов, даже при конвертировании фото в черно-белое.

 

Практический пример

Ниже, я хочу наглядно продемонстрировать различие разного типа обесцвечивания для одного фото в программе GIMP.

Для опытов я взял фото тихого осеннего пейзажа, где присутствуют элементы растительности ввиде аллейки из желтеющих деревьев на фоне синего неба и часть архитектурной постройки.

Сначала, я обесцветил фото, использовав стандартный вариант — «Цвет — Обесцвечивание», а окне выбора вариантов — «Светимость» (даже тут есть уже попытки ввести варианты для процесса).

Рис 1

Рис 2

Затем, я открыл «Цвет — Составляющие — Микшер каналов». Тут, я не стал сразу менять параметры, а просто поставил «галочку» на значение «Монохромный» и нажал «ОК».

Рис 3

Оригинал и результаты обоих вариантов обработки приведены ниже (слева инструмент «Обесцвечивание», справа — «Микшер каналов»):

Рис 4

Рис 5

Рис 6

Можете заметить, как изменился характер изображения, после применения микшера каналов, — в отличии от стандартного способа обесцвечивания, данный инструмент позволяет влиять вручную на отдельные базовые цвета, регулируя визуально выделение отдельных сцен или объектов в кадре, влияя в итоге на коррекцию контрастности этих элементов. Последнее полезно для «оживления» снимка в целом, добавляя ему правдоподобности.

Мой пример не претендует на звание шаблона, и для лучшего отображения, вероятно также требует дополнительной коректировки по цветам в микшере.
Обратите внимание, что для разных фото, могут потребоваться разные соотношения уровней для каждого из цветов, в зависимости от типа освещения (цветового баланса и особенностей освещенности объектов). Поэтому результаты могут быть также самыми разными — экспериментируйте!

Удачи!

VKOdnoklassnikiFacebookTwitterBlogger PostGoogle+Поделиться
Запись опубликована в рубрике ЭВТ ИТ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Практика с GIMP: Перевод в черно-белое

  1. Тема востребованная сейчас. Много людей понятия не имеют как снимать, элементарно тупят даже с ББ. Поэтому свое неумение прикрывают ч/б-"фотками" (фото это назвать не могу).
    Если "фотка" ч/б и там есть хоть одна сиська — гуру. Народная примета.

  2. wilber говорит:

    Ну, "понятия не имеют", то вообще тема отдельная и большая, много уже копий сломано об нее в сети. Согласись — ведь ч/б действительно помогает скрыть неудачную съемку в цвете, тут только важно для себя понять, что _скрывать_ не должно стать для человека привычкой, т.к. это уже грустно.
    Лично я рассматриваю описанное как один из вариантов обработки, которая помогает сделать снимок более выразительным, раз уж было решено перевести его в ч/б. Однако это не руководство к действию.

    Черно-белое фото имеет смысл тогда, когда цвет в снимке не играет главной роли — тут я на все 100% согласен с одним известным нам обоим персонажем (так что копирайт на фразу оставляю за ним :).

  3. Этот комментарий был удален автором.

  4. я думаю наоборот.
    Цветом пытаются скрыть убогую работу со светотенями. Мол пестрота сгладит. Однако стоит перевести в чб и сразу видно, какая дрянь. А если в чб смотрится, то и в цвете есть шанс, что получится неплохо.а если свет и тени как попало лежат — то и и 1000 цветов карточку хорошей не сделают. Цвет — это удел топорных ремесленников

    перевести в ЧБ ещё можно фильтром закоса под различные ЧБ пленки.

Добавить комментарий для Владимир Юрганов Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *