Создание 360-панорамы: от фотосъёмки до финальной обработки и подготовки к публикации в сети. Часть 1.

Всем доброго дня!

Материал данной статьи содержит описание технологии создания сферических панорам, включая основные нюансы выбора нужного оборудования, процесса фотосъемки и дальнейшей пост-обработки фото на компьютере для получения готового к публикации материала — 360° панорамы.

Сразу обязан предупредить, что статья нацелена на то, чтобы обучить всех начинающих энтузиастов создавать контент высокого качества. По этой причине, текст статьи может оказаться весьма объёмным, что обусловлено подробностью изложения.

Пример того, что именно вы сможете научиться создавать сами, внимательно изучив данную статью, можно просмотреть ниже, или перейдя по ссылке (пример полноценного тура).

Вводная часть

Данное руководство предназначено для всех интересующихся фотографией и ее современными направлениями, а в частности — создание «трехмерных», или так называемых сферических панорамных фотографий (360-фото, 3D, VR …), которые позволяют зрителю оценить сцену на фото, получая при этом эффект присутствия.

Полагаю многие из Вас уже неоднократно могли видеть такие фото в сети на самых различных ресурсах, начиная от таких крупных, как Яндекс-Карты (С) и заканчивая любыми частными проектами виртуальных туров.

Виртуальный тур, это набор сцен-панорам, связанных между собой специальными ссылками-переходами, которые также имеют обозначение «хот-спот» и позволяют перемещаться от сцены к сцене, позволяя как бы «путешествовать» по объекту, зрительно ощущая присутствие. Для наглядности, к сказанному выше, Вы можете обратиться к моей персональной страничке и разделу панорамных фото, чтобы увидеть примеры трехмерных панорам объединенных в единый виртуальный тур.

Основы основ

Давайте же теперь перейдем непосредственно к разговору о том, как же создаются такие фото и что для этого Вам может понадобится, если решите пойти в этом направлении по моему примеру.

Оборудование

Типовой набор «железа» для съемки панорам

Для съёмки сферических панорам могут использоваться самые различные типы фотокамер, есть даже специальные, которые умеют снимать сцену за один кадр или же вовсе видео в формате 360°. Но здесь речь пойдет о более доступном (бюджетном) и оптимальном варианте по соотношению цена/качество — зеркальная камера, +набор аксессуаров к ней. Тем более, что зеркальная камера есть у многих фотографов, поэтому в таком случае ее покупать уже не понадобится. Ниже кратко описан весь перечень необходимого.

Перечисленные аксессуары приведены в качестве примера и ориентира, на который можно опираться при поиске и выборе для своего набора техники.

Камера

Для работы подойдёт практически любая цифровая зеркальная камера, включая модели из сегмента «для начинающих фотографов». В моём случае я использую Canon EOS 450D.

Оптика

Для удобства работы, необходимо обзавестись широкоугольным объективом с минимальным фокусным расстоянием и максимальным углом «обзора».

Модель и класс выбирайте по своему усмотрению. Для себя я выбрал объектив Samyang 3.5/8mm, совместимый с кроп-фактором моей камеры. В моем случае объектив предназначен именно под сенсор матрицы с индексом 1.6.

Панорамная головка и штатив

Неотъемлемая часть саквояжа фотографа занимающегося панорамными фото, — нужна для точного позиционирования камеры в пространстве при съемке фото для панорамы. Без данного приспособления не обойдетесь.

Такие головки или же специальные адаптеры, позволяют снимать сферические панорамы максимально комфортно, а также точно выдерживать положение нодальной точки объектива в одном и том же месте, при вращении камеры вокруг своей оси, во время съемки отдельных кадров будущей панорамы (подробнее ниже).

Панорамная головка была заказана у производителя Sfera-69 — одной из небольших компаний, специализирующихся на выпуске «панорамных головок».

Штатив обычный, с тремя телескопическими «ногами» и крючком для противовеса, если не подводит память, что-то из продукции Vanguard. Также незаменим и нужен как камера и панорамная головка.

Есть также необязательный, но весьма полезный инструмент — электронный тросик для спуска затвора. Может пригодиться для более удобной съемки на статических кадрах, требующих отсутствия движения камеры при экспозиции (например тряска камеры при нажатии спуска затвора рукой на длинных выдержках ночью), при съемке надира с вытянутых вперед рук — также очень выручает.

Общая теория съемки

Для легкого понимания процесса, представьте себе большой шар, или «глобус» изнутри, который надо обклеить фото-обоями. Такая своеобразная «плитка», наложенная на внутреннюю сферу «глобуса» — примерно как в планетарии. Края «плиток» должны немного накладываться друг на друга, чтобы обеспечить бесшовность картины мира «вокруг» зрителя.

Количество таких плиток и их ширина, относительно общей площади сферы зависит от выбранного объектива — чем шире угол обзора (меньше фокусное расстояние), тем больше визуальный охват и соответственно — меньшее количество плиток, требуемых, чтобы можно было закрыть всю сферу.

Так, если использовать упомянутый объектив на 8 мм и камеру с кроп-фактором матрицы равным 1.6 (Canon EOS 450d), то для полного закрытия сферы без швов и слепых зон, потребуется 8 «плиток» (фото): 6 шт по кругу, 1 шт для фото в «зенит» и 1 шт. для фото в «надир«.

Панорамная головка, как любая стандартная штативная, имеет у основания градуированную шкалу на 360 делений. Соответственно, для съемки каждого следующего кадра при количестве 6 шт. вкруг, надо поворачивать камеру на 60° между съёмкой соседних кадров серии.

Для более простой последующей «склейки» панорамы на компьютере, рекомендуется сразу же снимать один кадр для надира со штатива, и еще одну копию надира «с рук», чтобы объектив смотрел примерно в ту же точку, и из той же позиции в пространстве, что и при съемке со штатива.

Это позволит далее использовать дополнительный кадр для «заплатки» надира, без излишних «шаманств» в графическом редакторе, что прилично экономит ваше время для пост-обработки фотографий и в целом упрощает процесс.

Пример съемки

Ниже, схематично показан наглядный пример съемки панорамы с обзором 360° и как выглядят исходные материалы такой работы фотографа.

Камера должна быть закреплена на панорамной головке так, чтобы снимаемый кадр был вертикальным — их и будет те самые 6 шт «вкруг».

Перед началом съемки необходимо выставить штатив ровно по линии горизонта с помощью водяного уровня на панорамной головке, что особенно актуально при работе на местности, имеющей уклон.

Далее выполнить небольшие, но необходимые настройки панорамной головки и правильно закрепить на ней вашу камеру:

— снимаем кадры вертикально, ось объектива направляем горизонтально, «вперед». Особого внимания требует выставление положения нодальной точки объектива.

Чтобы выполнить такую настройку, необходимо совместить вертикальную ось колонны штатива, с осью прохождения оптических лучей объектива (с нодальной точкой), установленного на камере. Это позволит свести к минимуму влияние явлений параллакса и в дальнейшем избежать ошибок «сборки» снимков в сферу.

На данном этапе, логично в домашних условиях выставить нодальную точку на панорамной головке, сделать тестовую съемку и убедиться, что все работает корректно, собрав пробную, черновую панораму на компьютере. Если объектив и камера далее не будут заменяться, данную настройку повторять не понадобится.

Для того, чтобы узнать расположение нодальной точки у вашего комплекта камера + объектив, можно воспользоваться специальной таблицей с сайта проекта Panotools (Entrance Pupil Database).

В целом выглядеть это должно примерно таким образом.

Схема установки и регулировки камеры на панорамной головке

Для работы на штативе с панорамной головкой, стандартная головка демонтируется.

Теперь можно выбрать сцену для съемки и приступить к работе.

Так может выглядеть отснятая сцена ввиде отдельных снимков (плиток) для дальнейшей их склейки/сведения в специальной программе.

Исходные кадры будущей панорамы 360

Обратите внимание, что кроме нужных данных, в кадр попали и лишние детали, такие как люди в кадре или предметы, включая например нижнюю часть панорамной головки, тень от штатива и т.п. . Это особенность данного типа съемки и так происходит всегда. В дальнейшем будет рассказано, как можно убрать такие помехи с итогового изображения.

Обратите внимание на фото IMG_6825. В кадр, по его коротким сторонам попали высокие крупные объекты, в данном случае это деревья. Это очень хорошо, т.к. упростит позже работу программы для склейки. Всегда старайтесь также снимать кадр «зенита», если позволяет окружающая обстановка на открытой местности.

Для тренировки навыков сборки панорамы, вы можете скачать архив с исходными файлами похожей сцены — это может оказаться полезным, если собственных файлов у вас пока еще нет. Ссылка на учебные исходники в формате CR2 вы найдете по ссылке:

https://disk.yandex.ru/d/z—daP-soh557A

На этом первая часть статьи, посвященной технике съемки завершена. Продолжение знакомства с процессом создания панорам вы можете перейдя ко второй части.

Буду рад увидеть отзывы и/или вопросы — открыт к обратной связи 😉

Share
Запись опубликована в рубрике Фотография с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Создание 360-панорамы: от фотосъёмки до финальной обработки и подготовки к публикации в сети. Часть 1.»

  1. Милана говорит:

    Информация получена спасибо. Чтобы скачать звук из видео по ссылке https://getof.net/ нужно как и при скачивании видео вставить ссылку и выбрать нужный формат.

  2. Константин говорит:

    Благодарю вас за предоставленную информацию. Сейчас очень актуален вопрос гибка металла в Москве: низкие цены и гарантия качества . Правильным решением будет по вопросам обработки листового и прокатного металлов обратиться к профессионалам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *